Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Данная программа предусматривает полезное время препровождение школьников, и направлена на развитие их образовательной культуры. Она предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по Мыскам и Кемеровской области. Программа направлена на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Необходимость в создании данной программы определяется тем, что большое количество учащихся мало читают, не посещают музеи, выставки, театры. Знакомство и посещение культурных центров даёт возможность получить представление об историческом прошлом родного государства, познакомиться с историческими фактами, прикоснуться к прошлому в картинах, книгах экспонатах, экспозициях, театральных постановках. В процессе посещения различных музеев учащиеся накапливают знания, позволяют понять получаемую информацию, что способствует формированию понимания истории родного края. Посещение музеев является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе.
Цель настоящей внеурочной программы формировать у школьников:
- представление о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира,
- способность к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
Развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
Воспитывать: - уважение к окружающим людям, различным профессиям, к друг другу.
Задачи направлены на:
• формирование знаний истории Родины;
• развитие познавательного интереса;
• развитие наблюдательности при рассмотрении исторических объектов в разных музеях;
• развитие патриотических чувств;
• формирование мировоззрения учащихся, нравственной и эстетической культуры;
• обогащение активного словарного запаса детей;
• воспитание устойчивого интереса к истории России;
• воспитание активной жизненной позиции, способствующей социальной адаптации;
• содействие всестороннему развитию личности;
• приобщение учащихся к культуре, через развитие потребности в посещении музеев;
• обучение умениям и навыкам добывать информацию через культурно - образовательные учреждения;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, формирование коммуникативных компетенций.
Содержание учебного курса. Программа рассчитана на 33 ч для обучающихся 1 -х классов. Посещение экскурсий рекомендуется 1-2 раз в месяц, с приблизительной продолжительностью одной экскурсии 1-2 часа + 1-2 часа дорога от школы и обратно. В течение года планируется посетить 8 –экскурсий.
Формы и режим занятий. Программа краткосрочная. Экскурсии проводятся по заявкам, в которых сразу обозначена тема экскурсии. Порядок экскурсий учитель определяет по своему усмотрению. Формой проведения может быть рассказ, который выполняет экскурсовод, просмотр фильма, переодевание в костюм, того времени - интерактивная экскурсия, что позволяет аудитории экскурсантов получить первоначальные сведения об объектах того или иного музея, создать образ и получить наибольшие впечатления. Другой формой может быть посещение выставки. Демонстрация экспонатов, прикосновение к ним приближает слушателей к натуральной обстановке экскурсионной деятельности. Часть лекций построена в форме диалога, когда аудитория втягивается в обсуждение. Слушатели высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями, своим опытом, своими наблюдениями.
Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др.. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.
По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.
Ожидаемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной учебной деятельности в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
• формирование целостного мировоззрения;
• формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
• освоение социальных норм, правил поведения;
• развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
• развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• формирование основ экологического сознания;
• развитие эстетического сознания;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
• осознанное владение логическими действиями (определение, обобщение, установление аналогии, классификация);
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• развитие исследовательских учебных действий;
Предметные результаты:
• поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
• сбор, обработка и передача информации различными способами;
• классификация по заданным критериям;
• установление аналогий и причинно – следственных связей;
• осуществление рефлексии способов и условий действий;
• самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем различного характера;
• построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
• презентация полученной информации с помощью ИКТ;
• осознанное и произвольное построение сообщений в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Экскурсанты должны познакомиться и постараться запомнить:
• как изменялась жизнь мысковчанй в различные исторические периоды;
• природные объекты и их взаимосвязь с жизненными потребностями человека;
• архитектурные памятники;
• памятные места и события;
• получить представление о музеях и их разнообразии;
научиться:
• использовать в речи исторические, искусствоведческие термины;
• выражать свое отношение к полученной информации устно и письменно;
• бережно относиться к природе, идентифицировать себя с прилегающей зелёной зоной;
• анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
• внимательно слушать, рассматривать, воспринимать памятные места и события;
• применять на экскурсии знания, полученные в школе, и наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал;
• выстраивать свои отношения с одноклассниками, педагогами, родителями.
Оценивание результата поездки.
Оценивание результатов поездки можно провести по выполненным письменным работам учащихся. Если ученик написал интересное грамотное эссе или отзыв, то можно поставить дополнительную отметку по развитию речи в колонку по предмету Литературное чтение, если выполнен рисунок, достойный внимания, то его можно оценить в колонке по предмету Изобразительное искусство. В данном случае решает учитель. Возможность получить дополнительную отметку по предмету повышает мотивацию школьника выполнить задание учителя, а это именно то, чего так не хватает современным ученикам.
Содержание курса:
1.Вводное занятие.( 1час).
Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
2. Экологическое направление Экскурсия в заповедник «Кузнецкий алатау».(3 часа).
Понятие «экология», «охрана окружающей среды», «роль человека в охране природы». Знакомство с работой экоцентра, с профессиями людей, особенностью деятельности экологического центра. Посещение выставочной экспозиции центра.
3. Экскурсия по школе. (1 час).
Знакомство с устройством школы, правилами поведения.
4. Направление «Город мастеров»
• Экскурсия в ЦДОД (2 часа)
Знакомство с различными кружками ЦДО
5. Профориентационные экскурсии
• Экскурсия на кондитерскую фабрику. (4 часа).
Беседа с обучающимися о об истории появления кондитерской фабрики.. Профессия пекарь, кондитер, организация и технология изготовленият сладостей..
6. Здоровьесберегающее направление экскурсий.
• Экскурсия в СОК ГРЭС.(3 часа)
Знакомство с различными секциями. Посещение бассейна.
7. Посещение театров, музеев, выставок
• Кукольный театр г. Новокузнецка (5 часов)
Беседа с обучающимися о кукольном театре, об истории создания первых кукольных театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры. Просмотр детского музыкального спектакля.
• Драматический театр г. Новокузнецка(5 часов)
Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры. Просмотр детского музыкального спектакля.
• Экскурсия в г. Новокузнецк на Кузнецкую крепость(5 часов)
• Экскурсия в планетарий г. Новокузнецка (4 часов)
|