РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие УУД:
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-проявление познавательных интересов и активности в трудовой деятельности;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
-навыков сотрудничества с педагогом, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе внеурочной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
-совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
-составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
-работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Обучающиеся получат возможность:
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении творческих работ;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую в изделия.
Обучающиеся получат возможность:
-объективно оценивать свою трудовую деятельность;
-диагностировать результаты трудовой деятельности;
-проявлять инновационный подход к решению практических задач
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
-работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
-уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Обучающиеся получат возможность:
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-планировать, выполнять и оценивать свои коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником общих сведений о декоративно-прикладном искусстве (уровень первичного понимания). Для достижения этого уровня (условно его можно назвать уровнем общей информированности) в школе созданы условия для обеспечения образовательного и творческого развития школьников.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к искусству в целом. Для достижения этого уровня (уровня первых проб) обучающиеся приобретут опыт взаимодействия с предметами, явлениями и т. д. изучаемой области. Овладеют умениями и навыками применения полученных знаний в художественно - практической деятельности:
- выполнять операции зачистки и шлифовки;
- переносить рисунок на основу;
- правильно пользоваться устройством для выжигания;
- выполнять аппликацию;
- иметь навыки контурного выжигания;
- делать простейшие приемы штриховки;
- составлять композицию и объединять ее в единое целое;
- эстетически правильно оформить изделие, дополнить его декоративными элементами;
- иметь навыки силуэтного выжигания;
- делать обработку лакокрасочными материалами;
- самостоятельно планировать трудовой процесс, распределять труд по операциям.
Третий уровень - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (приобретение школьником опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других). Достижение третьего уровня происходит через выход в социум.
Итоговый контроль осуществляется по результатам итогов участия в конкурсах, выставках, по защите проектов. Кроме того, на протяжении курса регулярно проводится самоанализ, самооценка, наблюдение. Участие в международных и всероссийских проектах, конкурсах, выставках даёт учащимся большое творческое развитие, опыт самоконтроля и ответственности перед обществом. Результаты достижений учеников представляются на организованных в школе выставках, используются для накопительной системы оценивания (портфеля достижения).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 КЛАСС (34ч)
Вводное занятие (1 час)
Информация о декоративно-прикладном искусстве и видах народного творчества. Рисунок на свободную тему. Правила переноса рисунка на основу для выжигания. Выжигание рисунка. Подведение итогов занятия. Оценка работ.
Средства выражения изобразительного искусства (5 часов)
Понятие о средствах изобразительного искусства. Связь изобразительного искусства и выжигания.
Теория. Этапы выполнения работ. Рисунок - основа художественной выразительности на плоскости. Инструменты и материалы для рисунка. Цвет - один из важнейших факторов, при создании изделий изобразительного, декоративно-прикладного искусства. Инструменты и материалы для основ цветоведения. Композиция - соединение отдельных элементов в
гармонически целое. Композиционные средства выражения.
Практическая работа. Работа с карандашом. Рисование по воображению. Композиция по представлению.
Форма занятий - беседа / практическая работа, экскурсия. Подведение итогов - выставка рисунков. Техническое оснащение - карандаш, бумага, резинка, кнопки.
Выжигание. Выполнение заданий по образцу (18 часов)
Теория. Выжигание – как элемент декоративно-прикладного искусства. Устройство для выжигания. Технология выжигания. Общие приемы выжигания. Точечное выжигание. Выбор древесных материалов с учетом рисунка. Зачистка. Перенос рисунков для выжигания на основу. Лакокрасочные изделия, используемые в работе. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Подготовка основы для выжигания. Нанесение рисунка на основу. Выжигание рисунка по образцу.
Форма занятий - беседа / практическая работа, экскурсия. Подведение итогов - выставка.
Техническое оснащение - фанера, наждачная бумага, копирка, кнопки, карандаш, выжигательный аппарат, кисти, лак.
Комплексная работа по выжиганию (4 часа)
Теория. Соединение в работах выжигания и аппликации. Подготовка основы. Подбор фона. Породы древесины и ее свойства. Последовательность выполнения выжигания с элементами аппликации. Отделка изделий декоративными рамками из природного материала. Техника безопасности при работе.
Практическая работа. Изготовление декоративных поделок. Выжигание. Форма занятий - беседа / практическая работа. Подведение итогов - выставка. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, основа, клей, лак, копирка, карандаш, кнопки.
Изготовление предметов на свободную тему (2 часа)
Этот раздел подводит итог работы педагога с учащимися в течение учебного года. При выборе объекта работы у детей развивается мышление и вкус, проявляется оригинальность.
Практическая работа. Создание панно на выбранную тему по собственному замыслу.
Досуговые мероприятия, конкурсы, выставки, акции милосердия (2 часа)
Подготовка и проведение праздников (оформление зала, подготовка атрибутов к проведению праздников, конкурсов и т.д.).
Милосердие – что это значит? Сувениры и подарки, знаки внимания. Правила хорошего тона в обращении с друзьями и знакомыми.
Экскурсии (1 час)
Знакомство с инструментами ручного труда для взрослых по обработке древесины. Посещение художественной школы с целью расширения кругозора в мире искусства. Экскурсия в парк с целью сбора материала для аппликации.
Форма занятий - экскурсия. Подведение итогов - дискуссия.
Заключительное занятие (1 час)
Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных работ, отбор лучших поделок на итоговую выставку. Перспективы работы творческого объединения в будущем году
Форма занятий - беседа. Подведение итогов - выставка.
Основные виды деятельности учащихся
Анализ конструкторско-технологических и декоративных особенностей предлагаемых изделий, выделение известных и неизвестных, осуществление информационного практического поиска и открытие нового знания и умения.
Анализ и чтение графических изображений (рисунков, чертежей, эскизов, схем).
Создание мысленного образа конструкции с учетом поставленной конструкторской - технологической задачей или с целью передачи определенной художественно – стилистической информации.
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи
Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско - технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Чтение простейших технических документаций и выполнение по ним работы.
Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом.
Реализация замысла с использованием необходимых конструктивных и художественно – декоративных образов
Коррекция конструкций и технологий ее изготовлений
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 час)
Анализ работ выполненных ранее. Режим работы кружка. Ознакомление с планом работы. Организационные вопросы.
Форма занятий - беседа. Подведение итогов - беседа.
Изучение работ русских художников - пейзажистов, баталистов,
портретистов (2 часа)
Теория. Демонстрация репродукций произведений художников с целью раскрытия правил рисования, техники выполнения рисунка простым карандашом и акварельными красками.
Практическая работа. Наброски и зарисовки на свободную тему.
Форма занятий - беседа / практическая работа. Подведение итогов -
выставка рисунков.
Техническое оснащение - карандаши, ластик, бумага, краски, кисти.
Работа с природным материалом (2 часа)
Теория. Аппликации из шпона, шишек, песка, шпона, соломки с элементами выжигания. Подготовка материала к работе. Выбор темы работы. Техника изготовления панно.
Практическая работа. Изготовление панно.
Форма занятий - беседа / практическая работа, экскурсия. Техническое оснащение - ДВП, клей, выжигательный аппарат, природный материал, краски, кисти, карандаш.
Выжигание. Техника и приемы работ по выжиганию (16 часов)
Теория. Технология выжигания. Виды выжигания – контурное, силуэтное, живописное, или художественное. Последовательность выполнения работ.
Практическая работа. Выжигание на основе. Техника безопасности при работе.
Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, основа, лакокрасочный материал, кисти.
Графическая подготовка (2 часа)
Теория. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, циркуле, угольнике и т.д. Их назначение и правила пользования. Техника безопасности при работе с колющим инструментом – циркулем. Элементарное понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними. Масштаб увеличения или уменьшения рисунка.
Практическая работа. Построение рисунка, чертежа, эскиза. Увеличение или уменьшение масштаба рисунка с помощью клеток. Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - циркуль, карандаши, линейка, угольник, бумага, фанера.
Комплексная коллективная работа по выжиганию (3 часа)
Теория. Приемы и способы выполнения комплексной коллективной работы. Способы, приемы отделочных работ.
Практическая работа. Шлифование. Выжигание.
Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, фанера, лак, кисти, наждачная бумага.
Выполнение работ на заданную тему (3 часа)
Изготовление работ на тему: Новый год, 8 Марта, 23 февраля, День Победы.
Практическая работа. Выжигание. Шлифование. Обработка лаком.
Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, лак, краски, кисти, основа.
Выжигание на свободную тему (1 час)
Теория. Для выжигания предлагается несколько тем. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, формируется трудолюбие, творческое отношение к труду.
Практическая работа. Изготовление работ на выбранную тему по собственному замыслу.
Форма занятий - беседа / практическая работа. Техническое оснащение - выжигательный аппарат, основа, лак, кисти, краски.
Досуговые мероприятия, конкурсы, выставки (2 часа)
Организация праздника "Всегда найдется дело для умелых рук". Уважение и этикет. Акции милосердия. Конкурс на время по выжиганию.
Экскурсии (1 час)
Посещение художественной школы с целью расширения кругозора в мире искусства. Экскурсия в парк с целью сбора природного материала.
Форма занятий - экскурсия. Подведение итогов - дискуссия.
Заключительное занятие (1 час)
Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества работ, отбор лучших работ на итоговую выставку.
Форма занятий - беседа. Подведение итогов - выставка.
Основные виды деятельности учащихся
Понимание особенностей декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
Анализ предлагаемых заданий: понимание поставленной цели, отделение известного от неизвестного, прогнозирование полученных практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, нахождение и использование в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Оценивание результата деятельности; проверка изделия в действии, корректировка при необходимости его конструкции и технологии изготовления.
Исследование конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий, поиск наиболее целесообразных способов решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.
Оценивание результата деятельности; проверка изделия в действии, корректировка при необходимости его конструкции и технологии изготовления.
Создание мысленного образа конструкции с учетом поставленной конструкторской - технологической задачи или с целью передачи определенной художественно – стилистической информации.
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Определение особенностей конструкций.
Подбор соответствующих инструментов и материалов.
Чтение простейших технических документаций и выполнение по ним работы.
Проектирование изделий: создание образа в соответствии с заданием.
Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно - художественных задач.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации не сложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание практической реализации окончательного образа объекта.
Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.
Обобщение и формулировка нового, что открыто и усвоено на занятии.
4 класс (34ч)
Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой обучения на текущий год. Режим работы занятий. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности. Форма занятий – беседа. Подведение итогов – беседа.
Инкрустация. Знакомство с резьбой по дереву (1 час)
Теория. Резьба по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства. Краткое знакомство с резьбой по дереву. Виды резьбы: плоская, рельефная.
Форма занятий – беседа. Подведение итогов – беседа.
Работа с природным материалом с элементами выжигания (4 часа)
Теория. Аппликации из соломки. Горячий способ обработки соломки. Холодный способ обработки. Выбор сюжета для работы Подготовка материала к работе. Техника изготовления панно.
Практическая работа. Выжигание. Изготовление панно.
Форма занятий – беседа / практическая работа.
Техническое оснащение – фанера, соломка, клей, выжигательный аппарат, лак, кисти.
Совершенствование техники выжигания (13 часов)
Теория. Эскизный рисунок в цвете. Узор в круге, квадрате, полосе. Орнаменты симметричные и несимметричные, выполненные по народным мотивам. Отделка работ деревянными декоративными рамками
Практическая работа. Изготовление декоративных поделок.
Форма занятий – беседа / практическая работа.
Техническое оснащение – фанера, выжигательный аппарат, лак, кисти.
Выжигание. Индивидуальная работа по заданию (4 часа)
Теория. Разработка творческих индивидуальных изделий с различными уровнями сложности по направлениям тематики: пейзажи, животные, человек, техника
Практическая работа. Изготовление декоративных поделок.
Форма занятий – беседа / практическая работа.
Техническое оснащение – фанера, выжигательный аппарат, лак, кисти.
Выжигание. Коллективная творческая работа (3 часа)
Теория. Разработка коллективных творческих изделий с разными приемами выжигания. Выжигание. Отделка работ рамками. Роспись изделия. Отделка лаком.
Практическая работа. Изготовление декоративных масштабных поделок.
Форма занятий – беседа / практическая работа. Техническое оснащение – фанера, карандаш, копирка, кнопки, скотч, выжигательный аппарат, лак, кисти.
Выжигание на свободную тему (1 час)
Для выжигания предлагается несколько тем. При выборе и обсуждении темы развивается пространственное воображение, формируется трудолюбие, творческое отношение к труду.
Практическая работа. Изготовление работ по собственному замыслу.
Форма занятий - беседа / практическая работа.
Техническое оснащение - выжигательный аппарат, основа, лак, кисти, краски.
Досуговые мероприятия, конкурсы, праздники, викторины, выставки (4 часа)
Организация и проведение праздников: Посвящение в юные техники, «Золотая Осень», «Русская зима», викторин: «Что? Где? Когда?», Поле чудес» по теме искусство, тематических выставок: «У природы нет плохой погоды», «Техника в жизни людей», «В мире фантастики» и т.д.
Подготовка к итоговой персональной выставке (1 час)
Выставка. Подготовка и оформление работ. Поощрение лучших учащихся происходит на выставке. Приглашаются родители учащихся, учителя школ, специалисты.
Экскурсии (1 час)
Посещение художественной школы с целью расширения кругозора в мире искусства. Экскурсия в другие объединения декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом и знаниями.
Форма занятий - беседа. Подведение итогов – дискуссия
Заключительное занятие (1 час)
Анализ проделанной работы за период обучения, анкетирование. Подведение итогов, награждение и поощрение лучших учащихся. Защита творческих работ.
Форма занятий – беседа.
Основные виды деятельности учащихся
Соблюдение приемов безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).
Обобщение (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено.
Понимание особенностей декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
Анализ предлагаемых заданий: понимание поставленной цели, отделение известного от неизвестного, прогнозирование полученных практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, нахождение и использование в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
Оценивание результата деятельности; проверка изделия в действии, корректировка при необходимости его конструкции и технологии изготовления.
Исследование конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, поиск наиболее целесообразных способов решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы.
Исследование доступных материалов: их виды, физические свойства (цвет, фактура, форма и др.), технологические свойства-способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности используемых инструментов, чертежных инструментов, приемы работы приспособлениями и инструментами.
Создание мысленного образа конструкции с учетом поставленной конструкторской - технологической задачи или с целью передачи определенной художественно – стилистической информации.
Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско - технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.
Обобщение и формулировка нового, что открыто и усвоено на уроке.
Участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации не сложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание практической реализации окончательного образа объекта.
Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.
|