Главная » Файлы » Делюсь опытом

Организация проектно- исследовательской деятельности в начальной школе
[ Скачать с сервера (49.0 Kb) ] 17.03.2015, 13:08

Не существует сколько-нибудь  достоверных тестов
на одаренность,  кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров


Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Но, к сожалению, не всегда хватает сил и возможностей на последовательное ее воплощение в жизнь с получением конкретного результата. Анализируя опыт работы средней школы, мы часто сталкиваемся с последствиями тех нерешенных проблем, истоки которых идут из начальной школы.  В начальной  школе закладываются основы знаний, развиваются творческие способности, воспитывается интерес к обучению. Для развития творчества у детей начальной школы - учитель главная движущая сила. Изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.
  Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте  нового поколения. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х классах в соответствии с ФГОС ООО предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации.
Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная и исследовательская  деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Из этого следует, что проектная деятельность учащихся  логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные:
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские):
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.  Работа в сотрудничестве:
• умение коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
• навыки делового партнерского общения;
5. Коммуникативные:
• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы;
• навыки монологической речи.
В качестве основных достоинств проектно-исследовательского метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
• • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
• •развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
• •приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
•  межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень обучения:
• низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
• неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
• разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
В основной образовательной программе начального общего образования школы, в которой я работаю, в образовательном плане отводятся часы на организацию проектной деятельности, в связи с этим составлена рабочая программа.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
На подготовительном этапе работы над проектами и исследованиями предлагаю задания и упражнения  на уроках для развития умения видеть проблемы.
Я использую такие задания и упражнения:
 -Продолжи неоконченный рассказ:
В зеленом лесу жили два боровичка. Боровички походили друг на друга. Только старший был высокий, а младший-коротыш.
Боровички жили дружно и во всем помогали друг другу. Они подгребали к себе желтые иглы, вместе грелись на солнышке, спали тоже вместе.
Так и шла их жизнь. Но скоро старший брат состарился, стал дряхлым. Тяжело ему стало стоять.
 Дай-ка я обопрусь на тебя,- обратился он к младшему брату.
Тот потерпел денек, а потом заворчал:
 Не могу же я все время поддерживать тебя! Гляди, какой я молодой, красивый, стройный! Мне жить надо, а  ты солнце заслоняешь.
Не вынес обиды старший брат и рассыпался. Младший вздохнул облегченно.
Так он жил день, другой. Но вскоре.....
-Составь рассказ от имени другого персонажа:
Кошка Чапа рассказывала соседке:
-Лежу я вчера на диване. А на кухне хозяйка ужин готовит.  И так вкусно оттуда пахнет. Вдруг звонок зазвенел. Я сразу догадалось, что хозяйка зовет меня ужинать.
Вышла я в коридор и увидела, что хозяйка по телефону разговаривает. Тихонько пошла на кухню, а  на тарелке картошка с сосисками лежит. Картошку я не люблю, а сосиски съела.
Тут хозяйка вернулась и давай меня ругать. Наверно, обиделась, что я картошку есть не стала. Ну, ничего, в другой раз исправлюсь.
Представьте, что вы — хозяйка Чапы. Как вы расскажите о кошкином ужине?
-Назови, как можно больше признаков предмета, придумай загадку ( про дорогу, метро, светофор или трамвай).
Сравни свои загадки  с загадками одноклассников. Какие признаки задуманного предмета перечислены в каждой из них? Какие встречаются чаще всего?. Про какой из предметов сочинить загадку было труднее всего? Почему?
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
 В умении выработать гипотезы использую следующие упражнения:
- Давайте вместе подумаем:
Почему?
Я прилагаю все старанье,
Хочу понять правописанье.
Но очень часто тем не менее
Я прихожу в недоумение.
На солнце спину я ожёг
И целый день лечил ожог.
Горела с Ё моя спина.
А с О — ой! Ой! Болит она. А почему?
-Кто прав? Докажи.
Петя написал слова бросится, нравится, удивится, вернутся. Алеша эти же слова написал так: броситься, нравиться, удивиться, вернуться.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса.
Для этого использую следующие задания:
- показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.
- какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?
- игра «Найди загаданное слово»
Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками.
Ещё мы учимся наблюдать.
Использую такие упражнения на развитие внимания и наблюдательности:
– ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Потом рисуем изученную вещь по памяти;
– парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
И еще с ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта.
Как же я над этим работаю?
Удобнее всего организовывать проектно-исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Отличительной чертой данного курса является и  то, что возможности заниматься проектной деятельностью заложены уже в самой программе. (программа «Перспективная начальная школа»)
  Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличивается от 1 класса к  4.
   Одним из достоинств данного УМК как раз и является то, что он предусматривает поэтапное вхождение школьников в данный вид деятельности.
1 класс - подготовительные механизмы: участие детей в проведении опытов, наблюдений и длительных экспериментов, фиксирование промежуточных результатов.
2 класс – работа со справочной литературой, организация самостоятельной практической деятельности, составление проектной работы по готовому плану – устное выступление, самостоятельная формулировка вывода по конечному результату.
3 класс – составление письменного образца проекта; выявление логического единства между темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.
4 класс – это целостная самостоятельная работа ребёнка над проектом, его оформление и защита, т. е. получение конечного результата, но  под чутким руководством учителя. Очень интересно проходит изучение свойств воды, снега и льда. Темы исследований, в зависимости от возраста могут быть разными: «Почему снег хрустит под ногами?», «Почему реки не промерзают до дна?», «Почему зимой идёт снег?» , «Дышат ли деревья зимой?» и т.д.
На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. Познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с одноименной пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы.
На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы  такие: условия выращивания цветочной рассады, свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей и т.д. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.
Таким образом, темы исследовательских и проектных работ  для младших школьников очень разнообразны.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения работ: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения.
Смысл технологии учебного исследования и проектирования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями  и проектными работами осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.
Желание детей узнавать новое выливается в желание участвовать и побеждать в различных конкурсах.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита и презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.  О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Для того, чтобы обучающиеся могли презентовать результаты своей проектной или исследовательской деятельности  в школе разработано положение о школьной конференции школьников.
Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе носит стимулирующий характер. Обучающиеся получают дипломы участников и победителей в различных номинациях. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городской  конференции школьников, которая традиционно проходит в городе.
Я рассматриваю организацию учебных исследований и проектной работы  с и младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы.
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался "образ" класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность я строю в сотрудничестве с родителями.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью проведены специальные собрания-лекции, на которых разъясняла родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Отдельно на каждого ученика заведен портфель достижений, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.
 Первый проект был во время организации адаптационного периода к школе и назывался «Мой режим дня». Каждый обучающийся рисовал свой режим дня, защищал его,  а потом вносил изменения в связи с тем, что теперь он ученик. Конечно, в 1 классе нашу работу может еще и не назовешь проектом, но все-таки.. Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку.  На что похожа буква. Каждый рисовал свое, потом объединили, получился альбом.
Экскурсия по центрам дополнительного образования привела к созданию проекта «Кружки и секции моего города». (Сборник проектно- исследовательских работ)
Реализация программы воспитательной работы «По ступенькам в большую жизнь» позволила организовать проектную деятельность при подготовке к различным мероприятиям.
Мероприятия, направленные на формирование классного коллектива, позволили написать исследовательскую работу про «добрые» слова и «добрые» дела. (Сборник проектно- исследовательских работ)

 

Категория: Делюсь опытом | Добавил: vera-barhatova
Просмотров: 2831 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]