Главная » Файлы » Разработки уроков, доклады и не только...

Информационные технологии в начальной школе
18.02.2014, 08:34
 Введение
    Вся обозримая история человечества характеризуется сменой государств, империй, цивилизаций, сменой способов производства и орудий труда, культур, технологий и систем образования, использованием различных видов энергии и средств коммуникации.
    20 век, в особенности его вторая половина, прошел под знаком научно технической революции – конкретных изменений и преобразований способов производства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственно производительную силу.

Глава 1
 Теоретические основы использования информационных технологий в начальной школе
1.1Современная концепция использования информационных технологий

Технология как строго научное понятие означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенный в способах, приемах труда, наборах производственно-вещественных факторов производства.
Под информационными технологиями понимается переработка информации на базе компьютерных вычислительных систем.
В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, в качестве материальной основы которой служит электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появляется новый вид технологий – информационные. К ним относятся процессы, где «исходным материалом» и «продукцией» (выходом) является информация. Разумеется, перерабатываемая информация связана с определенными материальными носителями и, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и переработку энергии. Но последнее не имеет существенного значения для информационных технологий. Главную роль здесь играет информация, а не её носитель.
Как производственные, так и информационные технологии возникают не спонтанно, а в результате технологизации того или иного социального процесса, т.е. целенаправленного активного воздействия человека на ту или иную область производства и преобразования её на базе машинной техники. Чем шире использование ЭВМ, тем выше их интеллектуальный уровень, тем больше возникает видов информационных технологий, к которым относятся технологии планирования и управления, научных исследований и разработок, экспериментов, проектирования, денежно-кассовых операций, криминалистики, медицины, образования и др.

Информационной технологии присущи следующие свойства:
-    высокая степень расчленённости процесса на стадии, что открывает новые возможности для его рационализации и перевода на выполнение с помощью машин, Это – важнейшая характеристика машинизированного технологического процесса;
-    системная полнота (целостность) процесса, который должен включать весь набор элементов, обеспечивающих необходимую завершенность действий человека при достижении поставленной цели;
-    регулярность процесса и однозначность его фаз, позволяющие применять средние величины при их характеристике, и, следовательно, допускающие их стандартизацию и унификацию. В результате появляется возможность учета, планирования, диспетчеризации информационных процессов.
В такой развитой форме, имеющей все отмеченные признаки, информационно-коммуникативные процессы присутствуют в машинизированных кибернетических системах.
Информатика изучает общие моменты, свойственные всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Всем им присущи такие атрибуты: носители информации, каналы связи, информационные контуры, сигналы информации, данные, сведения и т.д. Все они описываются такими характеристиками, как надежность, эффективность, информационный шум, избыточность и др. Все информационные процессы делятся на такие идентичные фазы и подпроцессы: прием, кодирование, передача, декодирование, хранение, извлечение, отображение информации.
Новые информационные технологии
Так как обучение является передачей информации ученику, то следуя определению академика В.Н Глушкова ( информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.
Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть любая педагогическая технология – это информационная технология.
Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология ». таким образом, появление такого понятия- новая информационная технология – связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии новой. По нашему мнению, нет.
Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается на  известные (хорошие и не очень) педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяют основным требованиям понятия «технологии».
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить об автоматизации тех или иных  сторон процесса обучения,  о переносе информации с бумажных носителей на магазинные и т.д.
Говорить о новой информационной технологии обучения можно в том случае, если:
•    Она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);
•    Она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и /или практически решены;
•    Средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
В связи с этим сформулированы основные принципы системного внедрения в учебный процесс.
1.    Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает, что при анализе процесса обучения выявляются потери, происходящие от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания образования и реальных учебных возможностей учащихся и т.п.). в соответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т.п.)в настоящий момент разрешаются или разрешаются неполно, но которые в полном объеме можно решить с помощью компьютера. Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и оптимальность принимаемых решений.
2.     Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения: определены цели и критерии,, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо………………………………………

Телекоммуникации В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи.

Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Передаваемый по сети текст становится автономным объектом, с которым может сам учащийся, вносить изменения непосредственно в сам материал. Таким образом, учебный текст становится одновременно рабочей тетрадью.
Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые объекты или киноклипы. Особенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в образовательный пакет программ информатизации офиса, распространяемый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Основы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.
Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация: учащийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10 – 11 классе, как предлагалось раньше.      Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.
Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов работы с разнообразными программами, программы для работы в сетях тесно указываются с остальными стандартными прикладными программами(офисными приложениями)в плане унификации (графического) интерфейса пользователя в результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.
Мультимедийность создает психологические моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с использованием подсознательных реакций учащегося: например, подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предворятся определенным звукам или мелодией, настраивающей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее, в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.
Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает насколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быстрыми темпами, что не следует считать эти ограничения непреодолимыми в ближайшие 5 лет.                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций
В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делающее реальным применение  мультимедийной Интернет в школе.
С точки зрения применяемых программных средств наблюдается тенденция к повышению «агрессивности» и адресности подачи информации, переход от  разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредотачивающим в едином потоке разнообразную и чрезвычайно богатую содержательно информацию по широко определенным тематическим рубрикам, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой то мере объясняется тем, что поисковые системы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным системам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет.
С точки зрения применяемых ПЭВМ идет повышение сложности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускается современными мощными машинами. В результате многие функции «обогащения содержания» и мультимедийности перекладывается на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобразительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы.

Категория: Разработки уроков, доклады и не только... | Добавил: vera-barhatova
Просмотров: 552 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]