09:01 Развитие Мелкой Моторики Через Изобразительную Деятельность | |
Развитие Мелкой Моторики Через Изобразительную ДеятельностьРазвитие мелкой моторики через изобразительную деятельность «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говорят, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли» В.А. Сухомменский В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состояние человека: «все из рук валится», «руки опускаются», «легкая рука» и т. д. однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются на тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Всю глубину народной мудрости осознаешь тогда, когда знакомишься с результатами проведенных психологами исследований и наблюдений, которые доказывают, что степень развития движения пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ результатов развития кисти правой руки дошкольников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики не только у детей дошкольного возраста, но и младшего школьного возраста. Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате того что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки футболку, а вместо куртки на пуговицах куртку на молнии. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев. Педагогов и родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе ? Всем известно, что уровень развития моторики – один их показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я остро ощутила недостаточность развития у дошкольников мелкой моторики рук. Для решения этой проблемы я стала целенаправленно использовать изодеятельность: лепку, рисование, конструирование. Свою работу по реализации обучения я начала с оформления уголка по развитию сенсомоторики, куда вошли дидактические игры и пособия, лекала, трафареты. В группе была создана необходимая развивающая среда. Всем известно, что лепка – создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из пластичных материалов – глины, теста, воска, пластилина. Эти материалы представляют большие возможности для обучения детей. Во время лепки формируется мелкая моторика пальцев, воображение детей, навыки ручного труда; дети учатся комбинировать движение рук, приобретают новый сенсомоторный опыт – чувство пластики, формы, веса. Рисование тоже интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами не только создаются живописные и графические изображения, но и развивается у детей мелкая моторика, формируется эстетический вкус. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по рисованию я заметила, что изобразительные и технические навыки детей находятся на низком уровне. Сначала, я формировала у дошкольников умение правильно держать кисть, рисовать ее концом в разных направлениях, затем сделала разнообразные трафареты и лекала: животных, игрушек, овощей, фруктов, посуды. Дети могли обвести трафарет, а потом раскрасить рисунок. Рисование по трафарету способствовало развитию пальцев, в дальнейшем движения становились более точными, дети свободно, без всяких усилий рисовали предметы, животных, закрашивали в одном направлении, не выходя за пределы контура. Часто использовала такие задания: «Дорисуй», «Нарисуй такой же» (дети рисовали через кальку, обводя знакомые предметы). Все это способствовало развитию мелкой моторики рук. При ознакомлении дошкольников с народными игрушками заметила, что дети искренне радуются, видя красочные дымковские, филимоновские изделия. Игрушки поражают своей ни с чем не сравнимой декоративностью и красочностью. Этим изделиям мы не только любовались, мы пробовали их воспроизвести в своих рисунках. Начиная работать с детьми младшего дошкольного возраста элементы росписи располагали на круге, в прямоугольнике, в квадрате, потом на игрушках, вылепленных из глины. Знакомила детей с такими росписями как: дымковская, городецкая, жостовская, гжель. Дети увидели как в яркой хохломской росписи оживают растения, поля и леса. Обращала внимание на композицию и колорит хохломских узоров. При знакомстве детей с городецкой росписью рассказывала о том, что самый красивый цветок находится в центре и называется розан, а справа и слева от него располагаются одинаковые по цвету и величине купавки. В старшем дошкольном возрасте знакомила детей с гжельской росписью. Рассматривая узоры гжельских мастеров, предлагала выделить элементы росписи. Особое внимание обращала на тонкую изящную сеточку, которую мастера располагают по краю узора или в середине цветка. Сеточку нужно рисовать кончиком кисти, она очень тонкая. Во время работы напоминала детям о том, что народные мастера берут для своих росписей сюжеты из жизни, поэтому важно быть наблюдательными. При ознакомлении дошкольников с народно – прикладным искусством особое внимание уделяла патриотическому воспитанию с этой целью использовала детскую художественную литературу. Ох, Россия, ты Россия В каждом граде терема, Всей Земле на удивленье- Золотая хохла ! Ох, Россия, ты Россия, Славы не убавилось. Золотою хохломой На весь мир прославилась. Н.И. Кузина Воспитатель первой категории детского сала № 103 «Аист» | |
|
Всего комментариев: 0 | |